Такие понятия, как реалистичность, логика и здравый смысл, перед началом просмотра «Гиасса» лучше забыть. Гротеск и пафос здесь присутствуют в таких огромных количествах и держатся на столь высоком уровне на протяжении всего сериала, что становятся его характерной чертой. Это мир победившего юношеского максимализма и рыцарей, сменивших верных скакунов на причудливо раскрашенных роботов. Сериал поднимает вопросы верности, дружбы, идеологии и оправданности средств для достижения цели, но отнестись к ним всерьез не получается никак. Персонажи заламывают руки в нарочито театральных жестах, читают пафосные речи и смотрят с экрана, словно ловя реакцию в зрительном зале. Конечно, война — дело молодых, а приличная революция без патетически и эмоциональности не состоится, но в «Гиассе» пафос зашкаливает и вылезает за все рамки. Это уже не кино «за жизнь», и даже не фантастическая притча, а театральная постановка.
Сюжет, многими воспеваемый как «гениальный и драматичный», тоже есть в чем упрекнуть. Даже если закрыть глаза на мелкие нестыковки вроде школьников, безо всякой подготовки способных рулить боевыми роботами (видимо, у настоящих японцев эта способность врожденная), роялей в кустах оказывается многовато. Новейший британский Найтмэр с как нельзя кстати забытым ключом зажигания поможет Лелушу выбраться из очередной передряги, внезапно включившийся Гиасс сам собой решит сложную политическую проблему, пришедший забавы ради ученый соберет для его армии робота с мощнейшим вооружением... Примеров внезапной помощи из ниоткуда масса. На этом фоне взрослые персонажи, ведущие себя как начитавшиеся рыцарских романов подростки, даже не удивляют.
Есть у всего этого безумия и плюсы: смотреть сериал действительно интересно. Никогда не знаешь, что выкинут герои в следующем эпизоде. Да и композиция вполне адекватна: серии распланированы профессионально. Декорации постоянно меняются, зрителя услужливо держат в курсе всех событий, от зловещих планов Лелуша до полной нелепиц школьной жизни, от боевых подвигов Сузаку до рокировок при императорском дворе. Драматичные поединки чередуются юмористическими и романтическими эпизодами, не давая зрителю заскучать. Пожаловаться можно только на слишком быстрый темп повествования: трагичные моменты просто не успеваешь осмыслить — они забываются за чередой эффектных боев и демонстраций прелестей Си Тсу и Карен. Фансервиса здесь масса, и каждый найдет зрелище по душе, от боевитых красоток в интересных ракурсах до утонченных и обаятельных рыцарей.
Визуальное оформление Code Geass впечатляет. Видно, что денег ни на дизайн, ни на его воплощение не жалели. Роботы ничуть не уступают прославленным Гандамам, благо разрабатывали их люди, причастные к созданию этой масштабной саги. В дизайне персонажей легко заметна работа арт-группы Clamp. Их тонкие, непропорциональные силуэты как нельзя лучше подходят футуристическому рыцарскому роману. А уж сколько изящных костюмов для героев они нарисовали! Реальным особам королевских крове впору позавидовать местным гардеробам.
Сериал, бесспорно, хорош, но главный вопрос в том, действительно ли он настолько хорош, как о нем говорят? Лицо Лелуша не сходит с обложек японских журналов, таких как Animage и Newtype, изредка уступая лишь персонажам Gundam 00 все той же студии Sunrise. Столь масштабной информационной поддержки не удостаивался даже полнометражный «Евангелион». Code Geass стал классикой, не успев закончиться, в первую очередь за счет мастерской рекламной кампании. Неудивительно, что он мгновенно приковал к себе всеобщее внимание, которое вряд ли сможет удержать, когда закончится. Зрители, с горящими глазами обсуждавшие новый костюм Лелуша и считавшие это аниме гениальным, лучшим в десятилетии, быстро переключатся на новый шедевр, превозносимый японской прессой. Динамика и пафос, конечно, прекрасны, но сериалу не хватает глубины и индивидуальности, каковыми обладал тот же Death Note.
Хотя зачем достоверность, логичность и сложные философские заморочки такому высокобюджетному блокбастеру, как Code Geass? Битвы огромных роботов зрелищнее интеллектуальных поединков, да и прибыли приносят больше — модели Найтмэров, фигурки и плакаты расходятся, как горячие пирожки. Идейно и сюжетно Geass очень далек от звания шедевра, однако он качественно снят, хорошо подан, и главное, грамотно раскручен. Это аниме — словно рекламируемый в нем фаст-фуд: ничего кардинально нового и полезного, но ярко, доступно, постоянно на слуху и вкусно. Сейчас в японском эфире крутят второй сезон, но при таком успехе и до третьего недалеко, а выход пары-тройки эпизодов на видео так вообще обязателен.
|